Эйст <acronym title="Тиршах в игровой серии.">Турсеах</acronym> (ориг. Eist Tuirseach) — эпизодический персонаж литературной саги и упоминаемый персонаж в игровой серии, рыцарь, Ярл и Конунг Скеллиге, а также король Цинтры.

Эйст приходился братом королю Скеллиге Брану ан Тиршаху, а также дядей ярла Краха ан Крайта через мать. Через женитьбу на королеве Калантэ стал также отчимом принцессы Паветты и дедушкой Цириллы.

Внешний вид и личностные данные[править | править код]

Эйст описывается как жилистый, смуглый воин с горящими глазами, орлиным носом и контрастирующими с кожей белыми зубами. Обычно он одевался в блестящую кожаную куртку, отороченную мехом котика, и перевязывал пояс тартаном своего клана.

Рыцарь славился своими благородством, честностью и силой духа, был готов рисковать жизнью ради выполнения данных клятв. Опытный и испытанный боец и мореход, он во многом был похож на своих соплеменников со Скеллиге, но и отличался от большинства неотесанных, грубых и «резких на поворотах» островитян сообразительностью и разумностью, предпочитал сначала думать и лишь потом хвататься за оружие. Рожденный быть человеком дела и истинный сын своей родины, Эйст не любил подолгу находиться на одном месте и на своем корабле исплавал все известные моря Континента, даже видел морского змея. Он также верил в Предназначение и чтил Право Неожиданности.

Литературная сага[править | править код]

Воин и мореплаватель[править | править код]

Эйст родился на Ан Скеллиге в клане Турсеахов, имел старшего брата Брана и сестру, а с юных лет занимался тем, чем занимается большинство островитян: бороздил моря и сражался в бесконечных битвах. Тем не менее он вскоре стал выделяться среди своих соплеменников благодаря острому уму, порядочности и мастерству морехода – он мог провести свой драккар через любые течения, отмели и скалы, побывал во многих местах и объездил весь известный на тот момент свет. Вернувшись из странствий и заработав признание своих людей и славу бесстрашного и доблестного воина и путешественника, Эйст был избран Ярлом Скеллиге, в то время как его брат Бран стал Королем Островов, совершив почти невозможное – убив в бою дракона.

В своих скитаниях Эйст не раз навещал королевство Цинтра, недалеко от берегов которого располагался его родной архипелаг, и гостил в замке у недавно овдовевшей королевы Калантэ. Несмотря на, казалось бы, взаимную симпатию, королева отвечала на предложения Эйста отказом, хотя и дала ему некое обещание, заставлявшее его не терять надежду.

Судьбоносный пир в Цинтре[править | править код]

Вместе с скальдом Драйгом Бон-Дху, друидом Мышовуром и молодым Крахом ан Крайтом – сыном своей сестры, а также 30 моряками-островитянами Эйст прибыл в Цинтру на пир по случаю пятнадцатилетия принцессы Паветты, дочери Калантэ. На пиру из приехавших претендентов и гостей двора должен был быть выбран жених принцессе, причем Цинтре был необходим союз со Скеллиге, так что многие справедливо считали, что рука Паветты и трон будут отданы Краху.

Тем не менее сама Калантэ подозревала, что альянс сорвется, и для ликвидации некой угрозы призвала в замок и попыталась нанять ведьмака Геральта из Ривии. Вскоре после выхода к гостям Паветты в зале появился человек, закованный в латы с головы до ног и представившийся как Йож из Эрленвальда [спойлер]. Пришелец рассказал, что 15 лет назад ныне почивший муж Калантэ, Регнер, в благодарность за спасение его жизни обещал Йожу то, что он оставил дома, но о чем не знал и чего не ожидал — Право Неожиданности. И теперь рыцарь явился за обещанной ему Паветтой. Рассказ Йожа вызвал бурю в зале, несколько брошенных ему вызовов, споры и крики. По требованию королевы пришелец снял шлем и оказалось, что он представляет из себя причудливое существо, похожее на ежа. Поскольку Паветта тем не менее согласилась пойти с Йожем, Калантэ спровоцировала собравшихся в зале рыцарей, и даже Геральту не удалось предотвратить конфликт.

Началась потасовка, в которой Крах не смог поучаствовать, оглушенный Драйгом по приказу Эйста. Йож оказался на грани смерти, однако вступившие в бой со стражей Геральт, барон Кудкудак и Эйст спасли его. Паветта вошла в магический транс и своим криком вызвала частичное разрушение замка, однако благодаря слаженным действиям Мышовура и Геральта, а также Кудкудака принцессу удалось успокоить. Эйст же в этот момент закрыл Калантэ своим телом от летящих обломков, а также, не скрываясь, поцеловал ее.

В этот момент наступила полночь, и Йож превратился в человека, которого на самом деле звали Дани. Калантэ объявила 2 свадьбы: свою с Эйстом и Дани с Паветтой. Благодарный за спасение Йож предложил Геральту награду, ведьмак же по непонятным даже для самого себя причинам потребовал Право Неожиданности с «выплатой» через 6 лет. Оказалось, что Паветта уже беременна от Дани. Мышовур остался приглядывать за ребенком, который вскоре должен был родиться.

Царствование и гибель[править | править код]

Цинтрийская знать приняла свадьбу Эйста и Калантэ гораздо благосклоннее, чем Дани и Паветты, и с легкостью позволила высокородному островитянину взойти на престол Цинтры. Тем не менее Эйста мало интересовало управление страной – он был воином и мореплавателем, а не политиком или распорядителем, а потому отдал все заботы о королевстве на откуп своей жене – по факту в вопросах управления Цинтрой ничего не поменялось. Через какое-то время Эйст был избран также конунгом Островов взамен отказавшегося от престола в его пользу Брана, а его прежнюю должность Ярла Скеллиге занял Крах ан Крайт. Даже после свадьбы Турсеах большую часть времени проводил на Островах, в том числе и из-за того, что здесь жили Паветта с Дани и, главное, их родившаяся под сенью Предназначения дочь Цирилла.

Калантэ называла его мой вечно отсутствующий муж – хотя Эйст и любил ее без меры и относился, как и многие островитяне, с излишним пиететом, он не любил Цинтру и не мог заставить себя пребывать там долгое время, предпочитая острова или странствия. Они прожили вместе четырнадцать лет, но не имели детей, хотя Калантэ и не оставляла попыток получить еще одного наследника, разумеется, желательно, мужского пола. Когда Паветта и Дани пропали без вести в шторме над Седниной Бездной, Эйст два дня искал следы крушения и тела в море, но вернулся на их тризну в Каэр Трольде без результатов.

Эйст был убит в битве в долине Марнадаль в самом начале Первой Северной войны. Его тело было захоронено на его родине.

В Фильме и ТВ-сериале[править | править код]

Роль Эйста Тиршаха в сериале «Ведьмак» исполняет актёр Jerzy Piwowarczyk.

Игра «Гвинт: Ведьмак Карточная Игра»[править | править код]

ЭйстАвГВ.png

Темноволосый и загорелый Эйст выглядел иначе, чем большинство островитян, и сразу выделялся из толпы. Может быть, потому мыслями он всегда был за пределами Скеллиге, а взгляд его постоянно уносился к горизонту.
В конце концов Эйст покинул острова и поселился в Цинтре, где правила славная Калантэ. Говорят, что хватило одного взгляда смуглого пирата, чтобы растаяло ледяное сердце королевы…
Эйст любил Калантэ больше жизни, но в Цинтре он не был счастлив. Он не мог избавиться от предчувствия, что его ждёт несчастье и звёзды сулят ему печальный конец.
И действительно: через несколько лет после их свадьбы на Цинтру напал Нильфгаард. Эйст сражался с яростью морского демона, но в конце концов пал, сражённый стрелой. Похоронили его дома, на островах, в одиночестве. Тела Калантэ так и не нашли.
У Эйста и Калантэ не было детей. Некоторые утверждали, что Львица из Цинтры, для которой это был уже второй брак, не могла принести ему наследника в силу почтенного возраста. Те, кто знал Эйста ближе, говорили, что островитянин вовсе и не хочет ребёнка. Эйст видел, на что способна дочь Калантэ, Паветта. Должно быть, он решил, что Старшая Кровь, текущая в жилах владык Цинтры, и темперамент жителей Скеллиге – не самое безопасное сочетание.
Эйст Тиршах прославился на островах как выдающийся мореход. Он умел провести драккар сквозь узкие фьорды безлунной ночью, не спуская парусов даже в самый сильный шторм; мог заманить на скалы Скеллиге нильфгаардские галеры в несколько раз тяжелее его судна. Кто знает, что ещё он бы совершил, какие дальние неведомые земли открыл бы, если бы не осел в Цинтре…
Эйст всегда внимательно наблюдал за звёздами, чтобы его корабль шёл строго по курсу. Но однажды ночью, когда он лежал на палубе, подложив руки под голову, его глаза заметили в небе нечто большее, чем просто карту небесных светил. То, что он увидел, превратило прежде весёлого и беззаботного искателя приключений в мрачного и сурового человека. Когда его спрашивали, что же он увидел среди звёзд той ночью, Эйст отвечал одним словом: “Будущее”.

Дополнительно[править | править код]

  • В рассказе «Вопрос цены» Эйст называется рыцарем, хотя у островитян нет традиций рыцарства. Возможно, он был посвящен в качестве признания его воинского мастерства и благородства каким-то рыцарем или монархом Большой земли.
  • Эйст Турсеах является обликом лидера для фракции Скеллиге в игре «Гвинт: Ведьмак. Карточная игра».

Галерея[править | править код]

Eist movie.png
Эйст с кубком.jpg

Правители Цинтры
Герб Цинтры.png
КербинКоррелКорам IКорам IIКорбеттДагорадРёгнерЭйст ТурсеахЭмгыр вар Эмрейс
Королевы
Бекка из НазаираЭсчива из СодденаРигоберта из ЛирииФиона из ТемерииЭлен из КаэдвенаАдалияКалантэЛже-Цирилла
Другие члены королевской семьи
Церан из ЦинтрыЦирра из ЦинтрыПаветтаЦирилла