Ведьмак Вики
Advertisement
Ведьмак Вики

Третья Северная Война (ориг. Northern War III) — третья попытка Нильфгаардской империи завоевать Северные Королевства.

Предыстория[]

После Второй Северной войны и заключения Цинтрийского мирного договора Нильфгаард многим пожертвовал, стерпел поражение и нанесенное оскорбление, решив пойти другим путем завоевания – политики и купеческие корпорации империи легко обеспечили зависимость ослабленного войной, феодальными дрязгами и неэффективностью управления Севера от нильфгаардских товаров и мануфактур.

Тем не менее император Эмгыр в том числе и из-за неустойчивости своего положения и активной оппозиции не оставлял надежд укрепить свое влияние и добыть славу Покорителя Севера[1]. Помятуя об успешности диверсии перед Второй войной, которая уничтожила Капитул магов – силу, остановившую легионы империи под Содденом, а также воспользовавшись стечением обстоятельств, Эмгыр и Ваттье де Ридо разработали план, который бы положил конец единству Севера и лишил королевства военного искусства и опыта их монархов.

В результате заговора Убийц Королей в 1271 году были убиты короли Фольтест Темерский и Демавенд Аэдирнский. На Собрании земель в Лок Муинне Север разобщен и разделен как никогда, а его решения не оказывают практически никакого влияния на судьбу королевств. Чародеи и Капитул, даже если он создан, все также не представляют для Нильфгаарда угрозы, наоборот, в Редании началась охота на ведьм.

Ход войны[]

Кампания 1271 года[]

Нильфгаард переходит Яругу в третий раз

Поздней осенью 1271 года Нильфгаард в третий раз перешел Яругу и вторгся на Север. Тем не менее в этот раз империя быстро прошла обезглавленную Темерию, легко расправившись с немногочисленными мобилизованными войсками под командованием коннетабля Яна Наталиса. В королевствах к востоку от Махакама – в Лирии и Ривии и Аэдирне, ослабленном междуцарствием[2] и Войной за Долину Понтара – хотя и с поддержкой Второй темерской армии и лично Вернона Роше, на своем пути не встретила практически никакого сопротивления. Судя по всему, государства к югу от Понтара относительно мирно вошли в состав империи как провинции. Лишь Верген – столица Свободного государства в Долине Понтара, отказался признать власть Нильфгаарда и пропустить его армии через свои земли. В ходе осады имперскими легионами и боевым магами защитники города были разбиты, даже несмотря на то, что дракон Саэсентессис прилетела на его защиту, после чего Верген сровняли с землей[3].

В итоге к зиме Нильфгаард вышел на линию Понтара, в то время как ему противостояли всего два сильно ослабленных Северных королевства.

Ковир и Повисс сохранил нейтралитет. Хенгфорскую Лигу Ковир и Редания разделили между собой. Острова Скеллиге выступили только в защиту своих земель, при этом не препятствуя отдельным капитанам совершать рейды на Нильфгаардские корабли.

Зимняя война[]

Король Редании, Радовид V Свирепый полностью проигнорировал просьбы остальных королевств Севера о помощи, а нильфгаардцы надеялись, что тот, понимая безвыходность своего положения, принесет вассальную присягу. Однако Радовид, сколь безумный, столь и одаренный, предпринял маневр, который изменил ход войны. Зимой 1271-1272 гг. он перешел Пустульские горы и неожиданно напал на Каэдвен, своего союзника. Реданские части без особого труда одержали верх в нескольких пограничных стычках, по итогам которых слабая и объятая паникой после смерти короля Хенсельта[4] армия Каэдвена сдалась на милость Радовида. Этот тактический маневр позволил бескомпромиссному и непредсказуемому, но гениальному королю аккумулировать ресурсы и мобилизовать войска, чтобы с наступлением весны 1272 дать империи достойный отпор.

Кампания 1272 года[]

Когда сошли снега, Радовид выдвинул на юг армии, образовав два фронта: западный — в Темерии, и восточный — в Каэдвене, где империя успела занять земли до реки Ликсель, в том числе и Бан Ард, а также нацелилась на Бен Глеан, в котором расположился гарнизон реданских наемников. Также Радовид бросил рыцарей Ордена Пылающей Розы на передовую, не поддержав их регулярными войсками. Обескровленный и ослабленный Орден Радовид расформировал, присвоив его богатства. Из остатков рыцарей помешанный на угрозе со стороны Филиппы Эйльхарт и бывшей Ложи чародеек король создал отряды Охотников за колдуньями.

В середине весны 1272 между противниками произошла изнурительная Веленская битва, вылившаяся в огромные потери для обеих сторон. Она окончилась тактической победой империи и вынудила реданцев отступить за Понтар, а также привела к временному затишью, которое Нильфгаард использовал, чтобы привести с юга подкрепления. Обе стороны перешли к позиционной войне, борясь больше с плодящимися на полях сражений чудовищами, неприветливой местностью, недостачей снабжения и психологическим давлением. Вместо завоевания нищего Велена оба противника обратили свои взоры на Свободный город Новиград, чьи огромные флот и казна могли еще раз переломить ход войны. 

Новиградский иерарх Хеммельфарт и общая атмосфера фанатизма Культа Вечного Огня благоволили Редании, что позволяло охотникам за колдуньями при поддержке Храмовой стражи вести охоту на ведьм, но не приводило к тому, что Вольный город выступил бы на стороне Радовида открыто. В попытках изменить это король заключил союз с одним из преступных воротил города, чтобы заставить Новиград поддержать его ресурсами, но этот альянс не принес результатов. Траты на войну и охоту на ведьм, а также подозрения в неуравновешенности Радовида привели к появлению множества недовольных диссидентов среди реданских военнослужащих, желавших свержения безумного монарха.

Проволочки и траты на конфликт благотворно влияли на рост оппозиции и в Империи Великого Солнца: хотя и короткий, период мира между Севером и Югом обещал стабильность и процветание, теперь же, когда военная машина Нильфгаарда забуксовала, антимилитаристские настроения в рядах знати и торговых корпораций Нильфгаарда стали расти. Вновь подняли головы заговорщики, рассчитывавшие на государственный переворот и гибель Белого Пламени, Пляшущего на Курганах Врагов.

Несмотря на многократное численное преимущество, Нильфгаард не спешил форсировать Понтар, ожидая поставок и подреплений с юга.

Исход войны[]

Исход Третьей Северной войны зависит от решений Геральта из Ривии.

Если ведьмак участвует в успешном покушении на Радовида, а также поддерживает союз Вернона Роше и империи, тем самым не позволяя бывшему главе реданской разведки Сигизмунду Дийкстре возглавить армии Севера, Нильфгаард одерживает победу, а его войска победоносно шагают по всем Северным королевствам, не считая своего нейтрального союзника – Ковира и Повисса. Император также уничтожает оппозицию среди знати и корпораций. Темерия становится квазинезависимой провинцией в составе Нильфгаарда, за чем следит Роше.

Если Геральт не участвует в покушении, тактический гений Радовида позволяет отбросить хотя и могучий, но лишенный грамотного командования Нильфгаард обратно за Яругу. В этом случае Эмгыр после многочисленных поражений убит заговорщиками, а полностью аннексированный Реданией Север охватывает масштабная охота на чародеев, нелюдей и всяких инакомыслящих, перерастающая в настоящий террор.

Если Геральт участвует в покушении на Радовида, но не поддерживает план Роше по заключению союза с Нильфгаардом, к власти в Редании приходит Дийкстра и становится первым канцлером королевства. Его руководство позволяет Северу перехватить инициативу в войне и оттеснить империю в границы 1268 года. Эмгыр также погибает от клинков ассасинов, нанятых оппозицией. Понимая экономические мощь и влияние империи, канцлер начинает укрепление хозяйства Севера посредством строительства новых поселений и мануфактур.

Дополнительно[]

  • Не вполне ясно, как никогда не поддерживавшийся реданской знатью безродный Дийкстра вообще становится во главе Редании и ее армий в одной из концовок игры Ведьмак 3: Дикая Охота.
  • Не вполне ясно, как не имеющий военного опыта Дийкстра одерживает верх над военной машиной Нильфгаарда в той же концовке игры Ведьмак 3: Дикая Охота.
  • Не вполне ясно, как находящийся в проигрышном положении Радовид одерживает верх над всё ещё побеждающей Империей, поскольку после кровопролитных сражений у Редании и захваченного ею Каэдвена должна была окончательно истощиться ресурсная и людская база, в то время как к войскам Нильфгаарда, которые и без того лучше оснащены и численно больше (не говоря о использовании Империей боевых магов, недоступных из-за идеологических соображений армиям Радовида), продолжают тянуться подкрепления с юга, напрямую не задетого войной. Абстрактный «тактический гений» короля Редании, вполне вероятно, является плохо проработанным оправданием для концовки, где Геральт отказывается участвовать в заговоре на Радовида и тем самым оставляет его у власти.

Примечания[]

  1. Только в игровой серии; в литературной саге упоминается, что Нильфгаард более никогда не нападал на Север.
  2. В зависимости от решений Геральта в игре Ведьмак 2: Убийцы Королей в Аэдирне может короноваться Стеннис, а может и вообще не быть короля.
  3. Ведьмак: Угрызения совести.
  4. Подробнее о судьбе Хенсельта см. здесь.

Северные Войны
Первая Долина МарнадальЦинтраСодден (I)Содден (II)
Вторая ТанеддСкалля и СпалляДравоградРивияАльдерсберг (I)ВенгербергАрмерияМост на ЯругеМариборВердэнМайена
Ривийский замокБреннаАльдерсберг (II)
Цинтрийский мир
Третья Аэдирнская кампанияЗимняя ВойнаБелый СадВелен
Advertisement