ФЭНДОМ

«— Кто ты? Дух? Наваждение?
— Я печаль».

Диалог Геральта и Ирис

Ирис фон Эверек, в девичестве Билевитц (ориг. Iris von Everec) — один из центральных персонажей дополнения Каменные Сердца, жена Ольгерда фон Эверека, талантливая художница.

Дополнение «Каменные Сердца»Править

Геральт узнает историю Ирис, отправившись в родовое поместье Ольгерда для того, чтобы достать Фиолетовую розу, которую фон Эверек оставил жене перед отъездом из имения много лет назад. Столкнувшись со стражем дома и одолев его, ведьмак встречает странных говорящих черных кота и пса, которые помогают ему попасть в дом. Там он сходится в поединке с мощным призраком, питающимся энергией развешанных на стенах картин, и также побеждает его, после чего на верхнем этаже поместья Геральт находит останки Ирис, которая, по словам черных кота и пса, умерла от разрыва сердца из-за тоски и одиночества. Роза же за много лет обратилась в пыль.

Ведьмак хоронит кости девушки в саду в юго-восточной части имения, после чего произносит траурную речь и кладет на могилу девушки предмет, который при жизни имел для нее значение (альбом для рисования, Портрет Ирис и Ольгерда или расческу). Так ведьмаку удается призвать более не агрессивного призрака, с которым он сталкивался ранее и который оказывается отпечатком души Ирис, после чего ведьмак следует за ним внутрь картины на мольберте неподалеку, изображающей поместье в лучшие времена. Геральт понимает, что сила воли и горе девушки позволили ей переместиться в собственный мир, состоящий из её воспоминаний, страхов и сюжетов искусно написанных ею картин. Вместе с ним там оказываются и кот и пес, которые существуют в двух мирах одновременно. В этом мире ведьмак становится свидетелем того, как Ольгерд и Ирис поженились, и она переехала в его поместье, после чего они зажили счастливо. Какое-то время они действительно жили душа в душу, пока Ольгерд не начал меняться: он становился все более скрытным, усталым и обеспокоенным, а также все менее интересовался самой Ирис — проявлялся побочный эффект его договора с Гюнтером о'Димом, и его сердце постепенно обращалось в камень. Пока Ольгерд проводил ночи в попытках призвать Стеклянного человека и разорвать их договор, а дни — в набегах, Ирис тосковала по нему одна в огромном поместье, ощущая, что ее муж стал холоден и остранен. Более того, Ольгерда ужасно раздражало презрение семьи Ирис к нему, поскольку они все еще считали его разбойником и отребьем. Впоследствии Ольгерд обрел свои многочисленные шрамы, а также в ярости убил отца Ирис, когда тот пришел к нему требовать развода. Затем ему удалось призвать Ключника и черных кота и пса, чтобы те защищали дом и сад и составили компанию его жене. В какой-то момент он перестал чувствовать вообще что-либо, после чего навсегда оставил свое поместье.

«— Он все еще любит её?
— Нет, он всего лишь помнит, что должен её любить».
TGG Iris

Ирис, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Победив самый ужасный страх Ирис, Геральту, наконец, удается встретиться с хозяйкой дома. Она, однако, принимает его за другого — за своего мужа, который вернулся к ней, но быстро понимает свою ошибку. В разговоре с Геральтом Ирис мельком упоминает, что именно из-за нее Ольгерд заключил сделку со Стеклянным человеком, пожелав им обоим богатства и бессмертия, после чего расспрашивает ведьмака о своем муже. Фиолетовая роза, которая нужна Геральту, в этом мире не истлела в пыль, а все еще находится у девушки – цветок является «булавкой», которая позволяет ей цепляться за мир, помнить, мыслить, существовать. Если Геральт забирает розу, то Ирис, вероятно, обретает покой, выдуманный мир исчезает, а черный пес и черный кот становятся свободны. Если ведьмак не решается забрать розу, боясь еще больше навредить несчастной девушке, то Нарисованный мир остается существовать, а вместо цветка Геральт вырезает фрагмент портрета Ирис с розой.

Впоследствии из разговора с профессором Шезлоком Геральт узнает, что Ирис родилась в богатой семье Билевитцев. С молодости она была влюблена в Ольгерда, однако родители не одобряли их отношений из-за разбойничьей жизни юного фон Эверека. Тем не менее отец Ирис мирился с присутствием Ольгерда в жизни его дочери до тех пор, пока его род был богат и влиятелен. Когда же фон Эвереки растеряли былые деньги и могущество, родители Ирис расторгли помолвку Ольгерда и Ирис, желая выдать дочь за офирского принца, приехавшего в Оксенфурт для обучения в знаменитом Университете. Их надеждам, однако, не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку Ольгерду удалось избавиться от конкурента, восстановить потерянные богатство и доброе имя и, тем самым, вернуть Ирис. Тем не менее он заплатил за это страшную цену: кроме души Гюнтер потребовал у Ольгерда смерти человека, которого он любил. Тот в своей жизни любил всего двоих: Ирис — невесту, и брата — Витольда, которым Ольгерд пожертвовал, и который вскоре был убит во время одной из стычек с недругами фон Эвереков.

Запись в дневнике Править

Когда Геральт отправился к Ольгерду фон Эвереку за третьим и последним желанием, он узнал, что лихой атаман разбойников был женат. Впрочем, он покинул свою жену, оставив ей на прощанье фиолетовую розу. Вот и задача для Геральта: найти эту розу в заброшенном имении фон Эвереков. Прибыв туда, он обнаружил, что в поместье поселились злобные духи, привязанные к жене Ольгерда Ирис, которая уже несколько лет как умерла от одиночества. Её ярость и сожаление наполняли старый дом злой энергией.
Геральт собрал останки Ирис и похоронил их в саду при имении. Он руководствовался одновременно банальной людской порядочностью и холодным расчетом, зная, что это примирит ее неупокоенный дух и поможет найти фиолетовую розу. Во время похорон явилась Ирис и забрала Геральта в мир своего сознания. Этот «Нарисованный мир» состоял из страхов и воспоминаний Ирис, и Геральту предстояло столкнуться с ними.
Воспоминания Ирис фон Эверек начинаются со счастливых дней, проведенных вместе с Ольгердом, но затем они становятся все более и более мрачными. По правде, даже самые светлые воспоминания омрачены угрожающим облаком — предчувствием надвигающейся беды. Ирис фон Эверек была чувствительной женщиной и заметила первые едва заметные перемены в поведении мужа. Однако ей не хватило мужества докопаться до их причины.
Сердце Ольгерда фон Эверека превратилось в камень, и он стал чудовищем. Ирис ненавидела то, во что превратился ее муж, но не могла перестать его любить. Они терпели друг друга в тягостном сожительстве, пока Ольгерд не оставил жену. Ирис так и не смогла с этим смириться, она даже не смогла заставить себя прочитать его прощальное письмо. Зато фиолетовую розу, которую он дал ей на прощанье, Ирис сохранила, сосредоточив на ней всю тоску и любовь, бушующие в ее душе. Когда она умерла, эти неразрешившиеся чувства удержали ее дух в нашем мире и продлили ее страдания.
Вмешательство ведьмака помогло Ирис принять то, что случилось с ней и ее мужем. Когда Геральт попросил отдать ему розу, она согласилась понимая, что это положит конец ее боли и самому ее существованию.

ДополнительноПравить

  • По условиям договора Ольгерда и о'Дима, Ирис, как и ее муж, обрела бессмертие, однако ее сердце не обратилось в камень, и она все же умерла впоследствии от разрыва сердца от тоски — вероятно, подобные обстоятельства смерти в сделке предусмотрены не были.
  • В сокровищнице Борсоди можно найти список предметов на реставрацию, в котором будет запись: «...картина Ван Рога (с этим псевдонимом принято связывать творчество леди Ирис фон Эверек)». Таким образом можно установить, что автором Звездной ночи над Понтаром является Ирис.
  • Псевдоним Ван Рог является отсылкой к известному нидерландскому художнику-постимпрессионисту Винсенту Ван Гогу, а сама картина является отсылкой к его картине «Звёздная ночь над Роной». Кроме того, судьба картин Ван Гога во многом перекликается с судьбой картин Ирис: работы Винсента долгое время игнорировались критиками и галереями и были признаны шедеврами только после смерти художника.
  • Ольгерд назвал свою фамильную саблю в честь своей жены.
  • Девичья фамилия Ирис является отсылкой к персонажу романа Генрика Сенкевича «Потоп» Александре (Оленьке) Биллевич, жене главного героя, Анджея Кмицица, с которым разделяет некоторые общие черты Ольгерд.

Галерея Править