ФЭНДОМ

Война за Долину Понтара — общее название серии военных конфликтов за территории вдоль течения Понтара, в т.ч. конкретную долину у истоков реки.

Редания и Каэдвен против Темерии и Аэдирна (~1050е гг.)Править

Первой войной за долину Понтара считают не состоявшиеся планы Редании и Каэдвена по завоеванию территорий свох южных соседей – Темерии и Аэдирна. Радовид III Смелый, король Редании, объединился с Бендой Каэдвенским, и, чтобы собрать денег на эту войну, союзники предварительно решили призвать к повиновению и выкачать ресурсы из вассала Редании, королевства Ковир и Повисс, которое давно отказывалось признавать власть сюзерена. Проиграв войну ковирским наемникам, Радовид и Бенда подписали «Первый Эксетерский Трактат», а также закончили неначавшуюся войну за южные земли.

Темерия против АэдирнаПравить

~1228 г.Править

Примерно в 1228 году король Аэдирна Вирфурил решил закрепиться в долине и подвинуть заодно темерские границы. Король Темерии Меделл проиграл этот конфликт, в результате чего земли от крепости Хагге и до Флотзамской фактории отошли Аэдирну.

1267-1268 гг.Править

Через почти 40 лет в 1267 году Фольтест, сын Меделла, во время Второй Северной Войны захватил крепость Хагге, принадлежавшую королю Демавенду, сыну Вирфурила. Это являлось одним из условий сепаратного мира, который подобно Каэдвену Темерия была вынуждена заключить с Нильфгаардом. Через год по цинтрийскому соглашению Фольтест был вынужден вернуть крепость Демавенду.

~1270 г.Править

Еще через несколько лет король Темерии вновь предпринял попытку возвращения земель, которые считал по праву своими, и в ходе Понтарской кампании успешно это сделал.

Каэдвен против АэдирнаПравить

1267-1268 гг.Править

Заключив подобно Темерии сепаратный мир с Нильфгаардом во время Второй Северной Войны, Каэдвен перешел Понтар и захватил Нижнюю Мархию, которую король Хенсельт также считал исконно своей. На мосту через реку Дыфня в южнейшей точке Долины маркграф Мансфельд из Ард Каррайга и Мэнно Коегоорн заключили пакт о разделении Аэдирна. Тем не менее по итогам Цинтрийского мира Каэдвен был вынужден вернуть Нижнюю Мархию, в чем немалую роль сыграла придворная чародейка Хенсельта, Сабрина Глевиссиг.

1269 г.Править

Недовольный итогами Цинтрийского мира Хенсельт вскоре вновь предпринял попытку захвата Нижней Мархии. Под командованием полководца Вандергрифта ~4000 каэдвенцев вторглись в Аэдирн осенью 1269 г. Навстречу им выдвинулась армия Аэдирна и краснолюдское ополчение местных шахтерских поселений под командованием рыцаря Зельткирка в количестве ~5000 солдат. У городка Верген противники встретились в битве, которую выигрывал Каэдвен, чего, однако, не могла допустить Ложа Чародеек, членом которой являлась Сабрина Глевиссиг. Воспользовавшись запрещенным Капитулом заклинанием Огонь Мелгара, магичка практически уничтожила обе сражавшиеся армии. Ввиду тяжелых потерь стороны не смогли продолжать битву, а также войну – в результате Аэдирн остался при своем.

1271 г.Править

Через несколько лет после предыдущей попытки, надеясь на хаос междуцарствия после убийства короля Демавенда и поднявшиеся восстания, Хенсельт вновь перешел Понтар, встав лагерем близ Вергена. Тем не менее во время переговоров Хенсельт невольно активировал проклятье Тумана войны, наложенного Сабриной на поле битвы, где в прошлый раз столкнулись Каэдвен и Аэдирн – это требовало вмешательства специалиста по проклятьям. В последовавшее затишье армия Каэдвена под предводительством лично Хенсельта и аэдирнское ополчение, в т.ч. отряды скоя'таэлей под началом девы-воительницы Саскии готовились столкнуться в битве. Геральту из Ривии удалось снять чары, после чего каэдвенцы бросились на приступ Вергена. Исход осады опять же зависит от решений ведьмака: если он ранее встал на сторону Йорвета, то Хенсельт проигрывает бой и отрекается от своих претензий на Долину, а Саския провозглашает независимость своего нового государства как от Аэдирна, так и от захватчиков; если Геральт встал на сторону Роше, то даже при возможной гибели Хенсельта Долина отходит Каэдвену.

Редания против Нильфгаарда (1272 г.)Править

Не относящиеся напрямую к Войне за Долину Понтара события, которые, однако, имеют наибольшее значение из всех описанных ранее. Во время Третьей Северной войны войска Нильфгаарда, несмотря на отчаянное сопротивление, всего за несколько недель захватывают Аэдирн, а после тяжелых боев – и Верген, столицу Свободного государства в Долине Понтара. Так империя берет Долину под свой контроль и выходит к берегам Понтара, а впоследствии на восточном фронте вообще доходит до реки Ликсель, захватив треть Каэвдена. Как и весь исход Третьей Северной войны в 1272 г., судьба Долины оказывается в руках Геральта из Ривии: если он принимает участие в убийстве Радовида, а также отвергает предложение Дийкстры, Долина становится частью Нильфгаарда, если ведьмак не участвует в покушении на короля или соглашается с Дийкстрой, то она становится частью Редании.