ФЭНДОМ

Герцог[1] Ардаль аэп Даги (ориг. Ardal aep Dahy) — второстепенный персонаж литературной саги и один из центральных персонажей игры Кровная вражда: Ведьмак. Истории, нильфгаардский военный и государственный деятель, занимавший должность Великого Канцлера в конце 1260-ых годов.

В кампании 1268 года во время Второй Северной Войны он командовал группой армий «Восток».

Биография Править

Ардаль аэп Даги был одним из самых преданных придворных Фергуса вар Эмрейса. После переворота Узурпатора, который привёл к падению династии Эмрейсов и гибели Фергуса, Ардаль своего положения не потерял, однако помог молодому сыну свергнутого императора, Эмгыру, скрыться и бежать за границы Империи. 24 года спустя, когда в 1257 году Эмгыр вернулся на родину, Ардаль вновь поддержал его и помог ему захватить власть – именно из резиденции аэп Даги сторонники Эмгыра отправились штурмовать дворец Узурпатора[2].

ЗаговорПравить

Несмотря на то, что Ардаль, как и многие другие нильфгаардские аристократы, поддержали Эмгыра и помогли ему взойти на престол и получить титул Императора, со временем они охладели к нему – упорный, предусмотрительный и могучий, Белое Пламя не позволял собой манипулировать и легко пропускал мимо ушей советы придворных. Не слишком удачно после 1262 года шли и бесконечные войны Эмгыра по расширению границ империи, которые он вел на Севере. Также Император упорствовал, не желая брать в жёны представительниц старых и могущественных нильфгаардских семей, отвергнув, в частности, дочь Ардаля Эйлан. Когда же в 1267 году Эмгыр объявил о желании жениться на Цирилле Фионе, многие аристократы посчитали себя оскорблёнными, начав заговор. В этот заговор вступили Йоахим де Ветт, граф д'Арви, граф Бруанне, Беренгар Леуваарден, Стефан Скеллен и, наконец, сам Ардаль аэп Даги[2]. Заговор оформился на фоне начавшейся в июле 1267 года Второй Северной Войны.

Кампания 1267Править

Впоследствии Ардаль состоял при группе армий «Восток»[3], которые перешли Яругу и напали на Лирию и Ривию и Аэдирн. Несмотря на неудачу при Дравограде, продвижение нильфгаардцев в Лирии и Ривии не было остановлено. Имперские дипломаты подкупили лирийских придворных, которые, устрашённые могуществом Империи, под руководством графа Колдуэлла свергли королеву Мэву и, провозгласив ее сына Виллема королём, заключили мир с Нильфгаардом, принеся вассальную присягу. Вслед за тем пал и Аэдирн — отступившие к Альдерсбергу силы Мэвы и Демавенда были наголову разбиты[3]. После этого на восточном фронте установился шаткий мир: империя позволила Каэдвену занять Долину Понтара и вынудила остальных владык севера сепаратно отказаться поддерживать Аэдирн и вступать в войну.

Ардаль аэп Даги КВ1

Ардаль аэп Даги наблюдает за горящими просторами Аэдирна

Мэва тем не менее выжила и решила продолжить сопротивление. Аэп Даги в свою очередь приказал нильфгаардскому шпиону, который был спасён Мэвой в Росберге, убить лирийскую королеву. Сам же Ардаль оставался в Лирии, взяв бразды правления в свои руки. Со временем политика и давление аэп Даги вызвали протест со стороны Виллема, который пытался противостоять его воле и, как только герцог покидал столицу, продавливал свои законы через Совет лордов[3]. В один из таких отъездов герцог направился далеко за линию фронта — в Туссент, где встретился с другими аристократами, недовольными правлением Эмгыра, а также Скелленом, который уточнил их новый союз с могущественным магом Вильгефорцем. Они сошлись на том, что Эмгыр должен умереть, причём по плану убить его должна была загипнотизированная Вильгефорцем Йеннифэр из Венгерберга[2]. В то же время именно из-за этой встречи покушение не удалось, и решилась судьба Вильгефорца, как и, пожалуй, всего заговора: оказавшийся в то время в том месте Геральт из Ривии подслушал местонахождение убежища Вильгефорца, сообщенное Стефаном в знак доверия сообщникам, после чего ведьмак направился туда, убил чародея и освободил Йеннифер.

Кампания 1268Править

Незадолго до начала наступления в 1268 года Ардаль аэп Даги был назначен начавшим подозревать о заговоре Эмгыром командующим группы армий «Восток», которая должна была сокрушить Каэдвен, и тем самым отослан подальше от двора. Несмотря на удачное начало войны и кампании, со временем положение на востоке ухудшалось в том числе и из-за отсутствия наступления войск империи на других фронтах войны. Сопротивление возростало и, наконец, сама королева Мэва во главе армии вернулась в Ривию. Герцог укрылся в ривийском замке, считавшемся неприступным, однако «Белая королева» под покровом ночи начала штурм и одержала победу. Аэп Даги, впрочем, сумел скрыться[3].

После ужасного поражения при Бренне армии Нильфгаарда начали повсеместно отступать. В Аэдирне и Лирии имперские силы хаотично отходили к Яруге, лишённые связи с командованием. Последним очагом сопротивления была крепость Альдерсберг, где укрылся Ардаль аэп Даги с крупным контингентом войск, отвергавший все предложения капитуляции[4]. На последнем этапе осады в крепость прибыл императорский посланник, привезший с собой ультиматум императора. Вслед за тем герцог был найден мертвым, предположительно, из-за кишечных колик, хотя, вероятно, он принял яд по приказу Эмгыра в расплату за поражения армий под его командованием и раскрытый заговор[3]. Обезглавленные силы Нильфгаарда на следующий день были разбиты уступавшими им в количестве соединёнными силами Аэдирна, Каэдвена и Лирии и Ривии[4].

Игра «Гвинт: Ведьмак Карточная Игра»Править

АрдальАвГВ
Мало хорошего можно сказать о моральных качествах нильфгаардской знати. Чтобы выжить при дворе императора, нужны были необычайное хитроумие и беспощадность. А чтобы войти в круг его приближенных, надо было вовсе не иметь совести.
Ардаль аэп Даги отвечал этим требованиям. Все происходящее было для него шахматной партией, будь то дворцовые интриги или войны с нордлингами. То, что каждая пешка — это живой человек, не заслуживало его внимания.
Инкрустированный рубинами меч, который Ардаль аэп Даги носил на поясе, был не более чем украшением. Однако это не значило, что аэп Даги был плохим воином. Он просто отправлял воевать других.
Обычно Ардаль аэп Даги наблюдал за битвой с расстояния, с высоты ближайшего холма. Отдавая легионам приказы через гонцов, он презрительно кривил лицо от воплей нордлингов, которых давила нильфгаардская конница.
Ардаль аэп Даги сыграл большую роль в судьбе Эмгыра вар Эмрейса. Он помог наследнику одолеть узурпатора и вернуть трон, рассчитывая, что молодой и неопытный императора станет марионеткой в его руках. Как только выяснилось, что Эмгыр не собирается никому подчиняться, аэп Даги начал готовить государственный переворот — не переставая, разумеется, одаривать императора комплиментами и услужливыми улыбками.
Когда Нильфгаард начал готовиться ко Второй северной войне, аэп Даги поручили командовать группой армий «Запад». Герцога это решение не устроило: ему не очень-то хотелось мериться силами с Фольтестом и Визимиром. Поэтому он потребовал перевода на восточный фронт: там нильфгаардские войска противостояли Демавенду и крохотным, забытым всеми богами королевствами Лирии и Ривии, которыми правила некая королева Мэва...
Сначала все шло как по маслу. Нильфгаардские легионы под предводительством аэп Даги захватили Лирию и Ривию, не пролив ни капли крови. Аэдирн не успел подготовиться к обороне и пал в течение двух недель. Оглядывая пылающие поля и веси со стен Альдерсберга, Ардаль аэп Даги довольно улыбался. Он был уверен, что в памяти поколений эта твердыня останется символом его триумфа.

ДополнительноПравить

  • Ардаль аэп Даги является обликом лидера для фракции Нильфгаард в игре «Гвинт: Ведьмак. Карточная игра».
  • Описание в «Гвинте», рассказывающее, что Ардаль отказался командовать группой армий «Запад», бессмысленно: западный фронт в Вердэне был куда спокойнее двух других, поскольку князь Эрвилл перед войной принес вассальную присягу империи. Кроме того, Темерия короля Фольтеста составляла плацдарм группы армий «Центр», где наступление не начиналось до весны 1268 года, а король Редании Визимир был убит как раз в ночь начала войны, да и встретиться с ним в битве группа армий «Запад» могла лишь после того, как вышла бы в тыл Темерии к берегам Понтара. Более того, до кампании 1268 года на Востоке командование войсками осуществлял фельдмаршал Мэнно Коегоорн – именно он разбил аэдирнцев, и именно он заключил с маркграфом Мансфельдом из Каэдвена перемирие, остановившее продвижение империи на север, а Ардаль был назначен командующим лишь перед весенним наступлением[5].
  • Учитывая, что Ардаль был уже взрослым человеком на момент правления Фергуса вар Эмрейса в 1233 году, а 24 года спустя он поддержал возвращение Эмгыра вар Эмрейса на трон в 1257 году, то еще через 10 лет на момент начала Второй Северной войны в 1267 году ему должно было быть минимум под 60 лет, а то и больше, однако в игре «Кровная вражда: Ведьмак. Истории» и «Гвинте» он выглядит куда моложе.

ГалереяПравить

Примечания Править

  1. В одной из сцен игры Кровная вражда: Ведьмак. Истории аэп Даги ошибочно именует себя графом.
  2. 2,0 2,1 2,2 Владычица озера, гл. 4.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кровная вражда: Ведьмак. Истории.
  4. 4,0 4,1 Владычица озера, гл. 8.
  5. В игре Кровная вражда: Ведьмак. Истории аэп Даги, однако, командует войсками в Доль Ангре с самого начала войны, хотя возможно, что он не осуществляет верховное командование фронтом, а лишь является одним из военачальников империи.